"ПРАВОСЛАВНЫХ ЛЮДЕЙ ФИЗИЧЕСКИ ИСТРЕБИЛИ". (Интервью предстоятеля РПСЦ митрополита Андриана) - Вы согласны с тем, что вас называют старообрядцами? - Это вынужденное согласие. Само слово появилось во времена Екатерины Второй, было законодательно закреплено Николаем Вторым и отражало позицию официальной Церкви и отношение светского общества. Сами же мы причисляем себя к исконному русскому православию, считаем себя Русской Православной Церковью, но для того чтобы соблюсти самоидентификацию, вынуждены называться старообрядческой Церковью. Хотя на самом деле не обряд и тем более не обрядоверие составляет суть наших верований - они имеют более глубокие смыслы. - Почему вы так стойко держитесь за старую веру, ведь мир меняется, с ним упрощается и обряд? - Мы внимательно наблюдаем за процессами, происходящими в новообрядческой и других христианских Церквах. И мы неизбежно приходим к выводу, что попытка компромисса с духом времени, приспособленчество неизбежно приводят Церковь к обмирщению. Мы храним не только древнехристианские формы богопочитания - двуперстие, трехпогружательное крещение, хождение во время обряда по солнцу (по часовой стрелке. - ГАЗЕТА), - но и соответствующий евангельскому и святоотеческому учению дух любви, послушания, милосердия и всех христианских добродетелей. - Что было в реформах Никона столь радикального, что вызвало такое сопротивление? Ведь богослужебные книги исправляли и до него? - Действительно, исправление богослужебных книг происходило на протяжении всей истории русской Церкви. Однако при патриархе Никоне произошло не исправление, а откровенная порча книг торопливыми иностранцами-справщиками. В качестве образцов были взяты низкокачественные издания, выпущенные в западных униатских типографиях, а потому само 'исправление' обернулось переворотом, настоящей революцией. Эта реформа была не только богословски необоснованной, но и чрезвычайно грубой по форме. Именно поэтому она вызвала такое всенародное сопротивление. А 'наисправляли' тогда так много, столько вздора внесли в богослужебные книги, что до сих пор удивляются. Только в XX веке новообрядческая Церковь решилась удалить из богослужения такие фразы, как 'Молимся тебе, дух лукавый...' или 'Запрещает тебе Господь, диаволе пришедый в мир и вселивыися в человецех'. Изменения книг были настолько масштабны, что сейчас у нас с новообрядческой Церковью мало осталось молитв, которые произносились бы одинаково. - В школьных учебниках история раскола представлена чуть ли не в анекдотическом ключе: люди, дескать, шли умирать, только чтобы не тремя, а двумя пальцами креститься. А чего на самом деле добивалась власть? - В истории многое связано с личностными особенностями. Никон обладал амбициозным характером и видел своей целью кафедру Константинопольского патриарха. Царь же Алексей Михайлович желал сближения с Западом и мечтал о византийским престоле. Речь шла об искушении властью. Это и есть, по словам Александра Исаевича Солженицына, отправная точка 'великого церковного преступления, с которого началась гибель России'. Уже позже, в ссылке, Никон осознал, что правка книг получила такие последствия, на которые он не рассчитывал. Кстати, уйдя с патриаршей кафедры, он не только позабыл о реформах, но и сам стал печатать книги по старым образцам. А уже его последователи свалили всю вину на старообрядцев. Власть меняла обряды, проклинала обряды, боролась с обрядами, казнила за обряды - и нас же назвали обрядоверами. - Как раскол проявился в жизни людей - с чего началось несогласие? - Характерный эпизод произошел в самом начале церковных реформ. В кремлевском соборе вместе вели службу русские иерархи и греческие. Затем начался крестный ход. Русские пошли вокруг храма направо, посолонь, то есть по солнцу. Так на Руси ходили всегда - вслед за Солнцем-Христом. Греки же пошли налево. Два крестных хода сошлись за алтарями, как говорится, лоб в лоб, и кто-то должен был уступить. С одной стороны - русский царь, патриарх, весь сонм духовенства и мирян. С другой - приехавшие за милостыней в Москву греческие архиереи. И в этот момент царь Алексей Михайлович дает команду русскому крестному ходу разворачиваться и идти назад. Отсюда и дальнейшие многочисленные отступления повелись. - Кто начал преследования старообрядцев - светская власть или духовенство? - При Алексее Михайловиче начался жестокий 'искусственный отбор': принимаешь новый обряд - значит ты 'свой'. А выяснялось это по внешним признакам - по двуперстию, по произнесению Исусовой молитвы. Кстати, многие не знают, что древняя ее форма 'Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешнаго' на соборе 1666-1667 годов была отменена. На исповеди священники начали спрашивать: 'Не исповедуешь ли в этой молитве Христа Сыном Божим'? Всех, кто осмелился воспротивиться 'генеральной линии', стали подвергать пыткам и преследованиям; делали это царские воеводы и чиновники. Так, например, государевы войска в течение десяти лет осаждали святую Соловецкую обитель, а после ее штурма почти вся братия и прочие насельники монастыря числом более 500 человек были подвергнуты жестокой казни. Впрочем, понятно, что идеологический заказ на эти преследования поддерживался официальной Церковью. - Старого обряда тогда держалось большинство народа, раскольниками считались как раз сторонники нового обряда. Почему же теперь старообрядцы в меньшинстве? - Хотя главным исполнителем реформы считают Никона, но за ним стоял царь, который продолжал ее и после ссылки Никона. И именно государство проводило активную притеснительную политику. Позже царевна Софья издала известные своей жестокостью 12 статей, по которым даже того, кто в старом обряде раскается, полагалось причастить и 'казнить смертию без всякого милосердия'. Если в каком-то доме укрывали старообрядца, то уличенного хозяина били батогами, ссылали, имущество его распродавали, детей устраивали по казенным местам. Так что православных людей просто физически истребили. 'Осуждается просмотр непотребных передач по телевизору, но новости мы смотрим' - Ваши прихожане - это потомственные староверы, русские, с чистыми родословными с XVII века? - Вот каков он есть, народ, таков он и у нас. Мы различий не делаем. Но в основном, разумеется, старой веры держатся русские, среди которых есть и потомки старинных старообрядческих фамилий. Правда, в Казани, где я служил, есть приходы, где преобладают старообрядцы из татар. - Как старообрядцам удается передавать веру детям - ведь их мир влечет с удвоенной силой? - Мы и сами, когда были детьми, испытывали, как манит, влечет к себе этот мир - сад, полный запретных плодов. Трудно устоять. Современные дети не привыкли к ограничениям. Особенно чувствуется притяжение со стороны современной техники - плеера, телевизора, компьютера. Наши дети живут в этом мире, ходят в обычные школы, где нельзя избежать этого влияния. Но мы в меру своих сил стараемся их предупредить об опасности. Стараемся их с детства приобщать к Церкви, тихому пристанищу для спасения. Конечно, многое зависит от личных качеств человека, но многое - и от семьи. Почитание родителей - библейская заповедь. Это важная часть воспитания. - Что вы категорически не приемлете из современного повседневного обихода? - Скажем, осуждается просмотр непотребных передач по ТВ, но запрета на пользование современной техникой у нас нет. Новости или полезные передачи мы смотрим. Категорический запрет существует на 'сикеру' - продукты перегонки спирта. Горилка, водка осуждаются, а вино - нет. Твердый запрет на табакокурение - так исторически сложилось, начиная еще с XVII века. Эти привычки завезли на Русь восточные патриархи и лже-патриархи, которые были смещены со своих кафедр, но приглашавший их царь Алексей Михайлович об этом не знал. Между прочим, первым нелегальным торговцем табаком в Москве был извергнутый из сана митрополит Газы Паисий Лигарид. Нелегальным потому, что по тогдашним законам России за курение табака полагалась смертная казнь: наши предки чувствовали, что это не только тяжелое пристрастие, вид наркомании, но и деталь языческого культа. - Евангелие у вас можно читать только по-старославянски? - В Церкви мы пользуемся старославянским текстом, но, возможно, скоро у нас появится и свой, старообрядческий перевод. Недавно, например, один из наших иноков, отец Алимпий, живущий одиноко в лесу, перевел на русский язык Псалтырь, сверив его с греческим оригиналом. - А причастие у вас отличается от господствующей Церкви? - Проскомидия у нас совершается на семи просвирах, а у них на пяти. Никон, заменяя древнее новым, стремился все уподобить современным ему грекам, но не успел он сделать обряд идентичным, как греки перешли к служению на одном хлебе, но с пятью печатями. Так что теперь новообрядческая Церковь так и осталась - и не по-старому, и не с греками. - Ежегодно в страстную субботу в Иерусалиме на гробе Господнем происходит чудесное схождение огня, его как святыню развозят по всем православным Церквам - как вы относитесь к этому явлению? - Неоднозначно. Бог совершает чудо по вере, а не по расписанию. Этот вопрос в начале XX века поднимался и в новообрядческой, и в греческой Церквах, так что мы в своих сомнениях не одиноки. Вообще сегодня как-то стало модно к месту и не к месту обсуждать всякие чудеса и знамения. Так, например, о мироточении своих икон рассказывают и новообрядцы, и католики, и даже члены Богородичного центра. К подобным знамениям надо относиться с великой осторожностью. 'Иван Грозный для нас фигура привлекательная' - Православные фундаменталисты все громче заявляют о том, что Иван Грозный - святой царь, несправедливо оклеветанный. А старообрядцы согласны с таким его образом? - Я читал статьи, книжки, в которых Ивана Грозного пытаются оправдать. Там утверждается, что он и сына не убивал. На слово поверить этому трудно, нужны исследования, а документов нет. Для нас Иван Грозный - это предпоследний царь из рода Рюриковичей. Именно при нем, когда он был молод и еще не был Грозным, состоялся знаменитый Стоглавый собор, на решения которого до сих пор опираются старообрядцы: 'аще кто не крестится двема персты да будет проклят'. Именно он отказался от претензий на византийское наследство, устоял перед этим искушением, которое возникло еще во времена его деда и отца. Беседуя с папским послом, он исключил возможность участия Руси в глобальном проекте подчинения всех православных земель русскому царю. 'Данным от Бога мы довольны, и более земель мне не нужно' - так он сказал. В этом он для нас является фигурой привлекательной. Но в целом нам ближе позиция митрополита Филиппа, еще одного участника Стоглавого собора, который не стал покрывать царские грехи (митрополит Филипп был убит по приказу Ивана Грозного, когда заступился за преследуемые царем боярские семьи. - ГАЗЕТА). - Среди православных уже много лет распространен призыв к отказу от ИНН и прочих 'печатей антихриста'. Вы разделяете такое настроение? - Этот призыв нас тоже коснулся. Неоднократно из новообрядческой церкви к нам приходили разного звания люди и говорили: 'Мы боремся с антихристом. А вы, старообрядцы, почему молчите?'. У нас были созданы две комиссии: одна критически относилась к ИНН, члены другой не видели в нем особой беды. По результатам докладов этих двух комиссий наш собор рассмотрел весь круг вопросов, и уже в 2001 году была выработана концепция. Соборне определено, что ИНН - это еще одно средство контроля государства за человеком. Мы считаем, что штрих-коды, ИНН и прочие явления этого ряда не являются непосредственно печатью антихриста, но являются предвестием его прихода, которого не избежать. Приятие или неприятие этих внешних признаков собор доверил совести каждого христианина по совету его духовного отца. Но вопрос об ИНН затрагивает не только эсхатологические глубины, но и простую нравственность человеческую. Есть какая-то нечестность в том, что христианин, оставаясь в обществе и пользуясь его благами, отказывается от ИНН и не платит налогов. Если человек хочет скрыться от этих признаков антихристова пришествия, то, мне кажется, выход только один: удалиться из мира. Но таких людей, которые все бросают, не так уж много - встречаются в основном любители бороться без ущерба для себя. - Еще с XIX века идет молва, что Серафим Саровский был тайным старовером. Вы его таковым признаете? - Серафима на иконах часто изображают с лестовкой - старообрядческими четками. Это, конечно, требует объяснения, но никакого внятного, доказательного объяснения нет. О Серафиме передают много противоречивых сведений, например, будто за двуперстие братия его побила и выгнала из монастыря. Но с другой стороны, известны его очень критические высказывания о старообрядцах - где тут правда, где ложь? Вроде и жил он не в незапамятные времена, но сведения, передаваемые о нем, вызывают много сомнений. Для нас его фигура убедительной не является. Хотя нам всегда его приводят как символ истинности новообрядческой Церкви - вот, есть у нас Серафим Саровский, а если вы и Серафиму не верите, то во что вы тогда вообще верите? Как будто до него не было ни апостолов, ни древних русских светильников веры. - А общие святые у вас с господствующей Церковью есть? - Сергий Радонежский, Кирил (двойных букв до реформы не существовало. - ГАЗЕТА) Белозерский, святые благоверные князья Борис и Глеб. Все древнерусские дораскольные святые. Но есть и современные примеры, когда старообрядческие святые равно почитаются и новообрядцами. Здесь я бы вспомнил Аркадия и Константина Шамарских, чудотворцев. Они жили в пустыньке в нескольких километрах от станции Шамары под Екатеринбургом. Эти два старообрядческих священноинока пали от руки душегуба, и позже Господь прославил место их подвига и упокоения различными чудесами. За телесным и духовным исцелением идут к их могиле все - и наши, и не наши. 'Боярыня Морозова была молодая, цветущая статная женщина, а не исступленная старуха' - Самое знаменитое старообрядческое имя - боярыня Федосья Морозова. Ее образ совпадает с вашими книгами? - Боярыню Морозову представляют у нас по картине Сурикова. Суриков изобразил ее так, что, раз увидев, вряд ли забудешь, но на самом деле это не та боярыня Морозова. Та была молодая цветущая статная женщина, а не исступленная старуха. Говорили - 'кругла ликом'. Рода она была знатного - за столом третьей от царя сидела, дом имела в Кремле, недалеко от царских палат. Но за веру, за свои убеждения все отдала: и дворцы, и червонцы. В одной сорочке осталась. По царскому приказу ее вместе с княгиней Урусовой заморили голодом. А перед смертью нанесли самый жестокий удар. У Морозовой был десятилетний сын, Иван, который зачах, пока она медленно умирала в земляной яме в Боровске. Я вижу в этом пример жертвенности. Никто не называет Джордано Бруно изувером за то, что он погиб за свои убеждения. Никто не называет диким поступок жен декабристов, добровольно выбравших каторгу. Пора и в образе боярыни Морозовой увидеть красоту духа, его торжество над плотью. - Правда ли, что многие староверы деятельно участвовали в Февральской революции, да и к большевикам пошли? - Известно, что Александр Иванович Гучков, лидер партии октябристов, был военным министром во Временном правительстве. Он был из четвертого поколения рода старообрядческих купцов, его братья - московский городской голова и известный журналист - все они уже далеко отошли от веры отцов, их только по происхождению можно называть старообрядцами. Роль старообрядческих купцов в большевистском движении слишком выпячена. Обычно приводят в пример Савву Тимофеевича Морозова. Он был эксцентричный человек, но деньги большевикам давал не по политическим причинам. А вот Павел Павлович Рябушинский субсидировал Корнилова и Каледина в их борьбе с большевиками. Об этом вспоминают нечасто. ДАЛЕЕ- ЗДЕСЬ: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=20016 http://vk.com/russian_old_believer